В конце концов, «мумии» динозавров, возможно, не являются редкой случайностью

Возможно, динозаврам было легче “мумифицироваться”, чем думали ученые.

Незажившие следы укусов на окаменелой коже динозавра свидетельствуют о том, что тушу животного собирали, прежде чем покрыть осадком, сообщают исследователи 12 октября в PLOS ONE. Находка бросает вызов традиционному мнению о том, что для естественного формирования “мумий” динозавров требуется захоронение очень скоро после смерти.

Новые исследования сосредоточены на Дакоте, ископаемом эдмонтозавре, обнаруженном в Северной Дакоте в 1999 году. Около 67 миллионов лет назад Дакота был примерно 12-метровым динозавром с утиным клювом, который питался растениями. Сегодня окаменелые конечности и хвост Дакоты все еще содержат большие участки хорошо сохранившейся окаменелой чешуйчатой кожи, что является ярким примером “мумификации” динозавров.

Это существо не является настоящей мумией, потому что его кожа превратилась в камень, а не сохранилась как настоящая кожа. Исследователи привыкли называть такие окаменелости с прекрасно сохранившейся кожей и другими мягкими тканями мумиями.

В 2018 году палеонтолог Клинт Бойд из Геологической службы Северной Дакоты в Бисмарке и его коллеги начали новый этап очистки и изучения окаменелостей динозавров. Команда обнаружила нечто похожее на разрывы в коже хвоста и проколы на правой передней лапе животного. Чтобы выяснить, что могло вызвать следы на коже, исследователи объединились со Стефани Драмхеллер, палеонтологом из Университета Теннесси в Ноксвилле, чтобы удалить лишний каменистый материал вокруг следов.

По словам исследователей, отверстия в коже, особенно на передней конечности, очень похожи на раны от укусов доисторических родственников современных крокодилов. “Это первый случай, когда это было замечено в мягких тканях динозавров”, — говорит Драмхеллер.

Поскольку отметины на хвосте больше, чем на передней конечности, команда считает, что по крайней мере два плотоядных животного жевали тушу эдмонтозавра, вероятно, в качестве падальщиков, потому что раны не зажили. Но сбор мусора не вписывается в традиционный взгляд на мумификацию.

“Это предположение о быстром погребении уже некоторое время используется в объяснении мумий”, — говорит Драмхеллер. К Дакоте это явно не относилось. Если у падальщиков было достаточно времени, чтобы перекусить его телом, значит, погибший динозавр некоторое время находился на открытом воздухе.

Наблюдая за сдувшейся кожной оболочкой Дакоты, плотно прилегающей к лежащей под ней кости без мышц или других органов, Драмхеллер испытала неожиданный “момент эврики”, — говорит она. “Я уже видел нечто подобное раньше. Этого просто не было в палеонтологической литературе. Это было в литературе по криминалистике.”

Когда некоторые более мелкие современные падальщики, такие как еноты, питаются внутренними органами более крупной туши, падальщики вспарывают тело туши. Судебно-медицинское исследование показало, что это отверстие дает выход любым газам и жидкостям от дальнейшего разложения, позволяя оставшейся коже высохнуть. Похороны могли произойти позже.

Исследователи “высказали очень вескую точку зрения”, — говорит Рэймонд Роджерс, исследователь из колледжа Макалестер в Сент-Поле, штат Миннесота, который изучает, как организмы разлагаются и окаменевают, и не принимал участия в исследовании. “Было бы очень маловероятно, чтобы туша достигла продвинутых стадий высыхания, а также подверглась быстрому захоронению. Эти две общепринятые предпосылки для мумификации кажутся несколько несовместимыми.”

Окаменение мягких тканей, таких как кожа, мозги или мясистые гребни на голове, встречается редко, но не неслыханно. “Если [мягкой ткани] требуется какое-то впечатляющее стечение странных событий, чтобы она вообще окаменела, это встречается гораздо чаще, чем можно было бы ожидать, если бы это было так”, — говорит Драмхеллер. Возможно, тогда мумии, происходящие из обычных останков, могли бы объяснить это.

Но в то время как сухая, “вяленая” кожа могла сохраниться достаточно долго, чтобы быть похороненной, связанные с этим условия не обязательно являются общими, говорит Эван Томас Сайтта, палеонтолог из Чикагского университета, который не участвовал в исследовании.

“Я все еще подозреваю, что этот фактический процесс представляет собой очень точную последовательность событий, когда, если вы неправильно рассчитаете время, вы останетесь без мумии динозавра”, — говорит он.

Понимание этой последовательности событий и того, насколько она распространена, требует выяснения того, как происходит окаменение после захоронения мумии. Это область исследований, которой, по словам Бойда, он заинтересован заняться в дальнейшем.

“Это точно такой же процесс окаменения, как и для костей?” спрашивает он. “Или нам также нужен другой набор геохимических условий, чтобы затем окаменеть на коже?”